Как уже верно было подмечено товарищчем коммодором, без парусного вооружения судно далеко не уплывет... (Точнее вообще никак не поплывет...)
Поэтому, если уж мы завели разговор о судостроении, то эту тему нам не обойти. Итак, ... Что же есть парусное вооружение вообще? Это совокупность элементов оснастки парусного судна: парусов, рангоута и такелажа.
Есть две категории парусов. Независимо от формы паруса́ по принципу их установки делятся на две главные категории — прямые и косые. Прямые устанавливаются на реях и чаще всего имеют форму прямоугольника или трапеции. Их главной особенностью является симметрия: правая и левая половины любого прямого паруса зеркальны друг другу. Косые паруса устанавливаются на других элементах рангоута или на элементах такелажа (например, штагах), могут иметь самую разнообразную форму (от треугольной до прямоугольной), практически никогда не являются симметричными. Косые паруса, устанавливаемые на элементах рангоута, чаще всего являются основными и определяют тип парусного вооружения судна. Косые паруса, устанавливаемые на элементах такелажа, основными не являются и на определение типа парусного вооружения не влияют.
Основные косые паруса «распадаются» на две главные категории — простые и рейковые.
простые косые паруса
бермудские
гафельные
шпрюйтовые (гуари)
шпринтовые
рейковые косые паруса
латинские
люгерные
прямые паруса
Рангоут
Мачты и стеньги относятся к неподвижному рангоуту. Даже в эпоху расцвета парусного флота совсем немногие суда имели «полностью составленные» мачты. Очень редко устанавливались трюм-стеньги, а брам- и бом-брам-стеньги часто являлись одним целым, лишь в названии соотносившихся с ними реев, парусов и такелажа сохраняя своего рода «разделение». Со второй половины XX века составные мачты все больше уступают место «однодеревным» - цельным конструкциям из стали, алюминия и композитных материалов. Причем уже никакая высота мачты не является технологическим препятствием для ее изготовления из одного «дерева». Так, например, высота мачты самого большого в мире бермудского шлюпа «Мирабелла V» составляет почти 90 метров, а сама мачта занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая в мире углепластиковая конструкция.
фок-мачта
Всегда первая, считая от носа, мачта.
грот-мачта
(Главная мачта)
На двух и более мачтовых судах:
— вторая (третья etc), считая от носа, мачта (мачты). На четырех и более мачтовых судах различаются порядковым номером (считая от носа) — первая грот-мачта (вторая мачта на судне), вторая грот-мачта (третья мачта на судне) etc.
На одно и полуторамачтовых судах:
— единственная (или первая, считая от носа) мачта.
бизань-мачта
Всегда последняя, считая от носа, мачта. (Исключение — двухмачтовые суда, не имеющие бизань-мачты как таковой...)
(1. Колонна фок-мачты (собственно фок-мачта). 2. Фор-стеньга. 3. Фор-брам-стеньга. 4. Фор-бом-брам-стеньга. 5. Фор-трюм-стеньга. 6. Колонна грот-мачты (собственно грот-мачта). 7. Грот-стеньга. 8. Грот-брам-стеньга. 9. Грот-бом-брам-стеньга. 10. Грот-трюм-стеньга. 11. Колонна бизань-мачты (собственно бизань-мачта). 12. Крюйс-стеньга. 13. Крюйс-брам-стеньга. 14. Крюйс-бом-брам-стеньга. 15. Крюйс-трюм-стеньга.)
Реи
Относятся к подвижному рангоуту. Как и мачты, на современных судах могут изготавливаться из самых разнообразных материалов - стали, алюминия, углепластика. В XVI-XVIII веках рангоут изготавливали из самых крепких пород дерева.
(1. Фока-рей. 2. Фор-марса-рей. 3. Фор-брам-рей. 4. Фор-бом-брам-рей. 5. Фор-трюм-рей. 6. Грота-рей. 7. Грот-марса-рей. 8. Грот-брам-рей. 9. Грот-бом-брам-рей. 10. Грот-трюм-рей. 11. Бегин-рей. 12. Крюйс-марса-рей. 13. Крюйс-брам-рей. 14. Крюйс-бом-брам-рей. 15. Крюйс-трюм-рей.)
Гафели и гики
Относятся к подвижному рангоуту. Служат для установки и крепления косых парусов.
(1. Фока-гик. 2. Фока-гафель. 3. Грота-гик. 4. Грота-гафель. 5. Бизань-гик. 6. Бизань-гафель. (На одномачтовых судах (например, шлюп, тендер) гик и гафель обычно не имеют приставки «грота-» или какой-либо другой приставки, называясь просто «гик» и «гафель».))
Шпринтов
м. (гол. springtow) (мор.). Шест, опирающийся одним концом в низ мачты, а другим концом прикрепленный к внешнему верхнему углу паруса для растягивания его.
Реёк
Это небольшая подвижная, часто гибкая поперечная балка, подвешенная за середину к мачте или стеньге при помощи бейфута, и предназначенная для крепления парусов.
Такелаж
Стоячий
ванты ((нидерл. want) — снасти стоячего судового такелажа.
Изготавливаются из стального или пенькового троса и служат для укрепления мачты, являясь оттяжками к борту и несколько в корму.)
бакштаги (снасти стоячего такелажа, поддерживающие с боков рангоутные деревья, боканцы , шлюпбалки , стеньги, дымовые трубы и пр.)
фордуны (снасти стоячего такелажа, которые идут от верха стеньг или брант-стеньг в корму (к борту).)
штаги (стоячий такелаж, расположенный в диаметральной плоскости корабля и удерживающий:
- мачты, стеньги спереди; а
- бушприт и бом-утлегарь - снизу.)
Бегучий
шкоты (это снасти, которыми тянут шкотовый угол паруса к корме.)
брасы (Брасы — это снасти, закрепленные на ноках реев и служащие для их постановки вместе с парусами под определенным углом относительно направления ветра и движения судна. Поворачивание реев в горизонтальной плоскости брасами называют брасопкой.)
фалы (снасть (верёвка) для подъёма паруса. Крепится к верхнему углу паруса и проходит через блок на топе к низу мачты. Подъём паруса производится вручную или с помощью лебёдки. Свободный конец «закладывается» на стопор или утку.)
гитовы (снасти летучего такелажа, служащие для уборки прямых паруcoв и триселей. Гитовы прямых парусов подтягивают к рею шкотовые углы паруса. Гитовы триселей подтягивают парус к гафелю и мачте.)
гардели (снасть бегучего такелажа на судах с прямым парусным вооружением, служащая для подъёма нижних реев или гафелей.)
топенанты (снасть бегучего: такелажа, прикрепленная к ноку рея и служащая для установки рея под тем или иным углом к горизонтальной плоскости. Топенантом также называется снасть, поддерживающая нок грузовой стрелы, гика, гафеля.)
Типы парусных судов
Независимо от фактических размерений, парусные суда по типу оснастки делятся на несколько основных категорий:
-большие суда с прямым парусным вооружением — имеющие две и более мачт, на каждой из которых прямые паруса являются основными;
-большие суда со смешанным парусным вооружением — имеющие две и более мачт, из которых фок-мачта в качестве основных несет прямые паруса, а остальные — косые;
-большие суда с косым парусным вооружением — имеющие две и более мачт, каждая из которых в качестве основных несет косые паруса;
-малые суда с прямым или косым парусным вооружением — полутора и одномачтовые суда.
Ну, пожалуй, на этом, закончу.
Позвольте откланяться)))