Более подробно об одежде) Идеал красоты — парадность, жеманство.
начало века
Белье состояло из нижней рубашки, светлых шелковых чулок и панталон, богато украшенных рюшем и оборками.
Одежда состояла из двух платьев.
• Первое — нижнее платье — длинное, легкое, светлое, с декольте круглой или прямоугольной формы, на корсете и каркасе, с мыском вырезанной линией талии, с узкими длинными рукавами.
• Второе — верхнее платье — тяжелое, более темного цвета, нежели нижнее, от талии до пола было распашным, так что видно было нижнее платье.
В верхнем платье была завышена линия талии, таким образом, линия талии (мыском) нижнего платья просматривалась.
Юбка была широкой и длинной.
Лиф был узким, с декольте на корсете, и застегивался на пуговицы, а у знатных дам — драгоценными подвесками.
Вырез декольте — округлой или прямоугольной формы, обязательная часть костюма — большой белый отложной воротник, украшенный кружевами ручной работы.
Рукава были немного укороченными, пышными, с высокими отложными манжетами, с кружевами, но форма была различна:
1) в виде одного буфа с продольными разрезами на цветной подкладке;
2) в виде нескольких мелких буфов.
Верхних одежд практически не было, в зимнее время нижнее платье выполнялось на меховой подкладке.
Наряду с испанскими яркими, светлыми, чистыми тонами в моду входят нежные полутона: серые, белые, черные, подчеркивающиеся цветовым контрастом, например, огненно-красное нижнее платье, серое — верхнее.
В связи с повышенной декоративностью костюма в моду входят легкие ткани: атлас, муар, тонкая шерсть, газ, тафта.
Головной убор. В это время головных уборов почти не было.
Основные типы причесок:
1) волосы разделяли прямым пробором, оставленные у щек укороченные пряди завивали, а заплетенная сзади коса укладывалась короной;
2) носили прическу с челкой, оставленные боковые пряди взбивались, а на затылке оставляли косу или прикалывали шиньон.
Широко использовали в костюме жемчужные ожерелья, браслеты, алмазные подвески, кольца, серьги, диадемы, брошки, жемчужные бусы обвивали руки и шею.
вторая половина века
Женщины носили чулки на подвязках и панталоны длиной до колена.
В нижней одежде остается одно платье, но с двойной юбкой. Применяется более жесткий корсет, делающий фигуру тоньше и изящнее.
Лиф платья, кроенный по форме корсета из китового уса, туго стягивался и спереди застегивался на банты и кружева, с декольте овальной формы, украшенным оборками и кружевами.
Швы в середине спинки и полочки лифа декоративно отделываются, что создает впечатление чрезвычайно узкой талии.
К лифу одновременно пришивалось две юбки:
1) фрипон — нижняя, прямая, неширокая, глухая, ниспадающая мягкими, свободными фалдами, колоколообразная форма которой сохраняется за счет волосяной прокладки (каркасная юбка выходит из моды); она украшается кружевами, лентами и воланами посередине;
2) модест — верхняя юбка, объем которой увеличивается сзади и по бокам, благодаря драпировкам, закалывающимся по бокам, спереди и снизу специальными украшениями: лентами, кружевами; у знатных дам увеличилась длина шлейфа, его носят пажи.
Воротник у платья исчезает.
Рукава теряют объем, становятся узкими и короткими (до локтя), украшенными оборками и кружевами.
Рукава подчеркнуто низко вшитые, далеко врезанные в спинку, удерживаются деталями, обеспечивающими им крепление на плече, удлиняя тем самым линию плеча, а также линию шеи.
Верхней одежды нет. В холодное время года женщины надевали зимнее нижнее платье на меху.
Возникает интерес к светлым, чистым тонам и нежным полутонам: серым, белым, черным. Такие цвета подчеркивались цветовым контрастом в костюме, например: серый верх, огненно-красная подкладка.
В костюме используется контрастное сочетание цветов верхних и нижних платьев:
• для нижних одежд — светлые ткани;
• для верхних — более яркие.
В одежде использовались излюбленные тяжелые ткани: шерсть, бархат, атлас, парча; легкие и тонкие: тафта, муар, камлот, хлопок, лен.
Для фрипона использовались тонкие и легкие ткани.
Для модеста — тяжелые безузорчатые.
Головных уборов почти не было. В моде кружевные косынки, которыми покрывали голову.
При дворе прически менялись часто:
1. Распущенные локоны, подвязанные лентой вокруг головы. Интересна история происхождения этой прически: возлюбленная короля Людовика XIV — Мария Анжелика де Фонтань во время охоты на скаку не пригнула голову, зацепилась за ветки, и сложное элегантное сооружение развалилось. Не растерявшись, Анжелика подхватила волосы вокруг головы подвязкой, которой подвязывали к поясу чулки. Своим видом она произвела фурор, но главное, свежая идея понравилась королю, который попросил возлюбленную носить всегда такую прическу. Эта прическа продержалась почти четверть века.
2. Локоны завивались и укладывались четкими рядами вверх (до 50-60 см), сужаясь к центру головы.
3. Прически гладкие, с «узлом смирения» на затылке.
4. «Фонтанж» — прическа, названная по имени фаворитки короля; «фонтанж» — комбинация локонов на каркасе; история знает более 100 видов такой прически;
5. «Палисадник» — высокий головной убор из лент и постижей.
Дома носили:
• широкую свободную распашную одежду, украшенную оборками;
• голову покрывали чепцом, украшенным рюшами;
• поверх платья надевали передник из дорогой, обычной белой, ткани.